Горячая линия по вопросам дошкольного образования

8 (812) 417-37-39 (пн с 10.00 до 13.00)
8 (812) 417-37-39 (вт с 15.00 до 18.00)

Горячая линия по приёму в 1 классы

8 (812) 417-37-42

Публичные доклады 2009 и 2010 годов

Об итогах развития системы образования Невского района Санкт-Петербурга в 2008/2009 учебном году и 2009/2010 учебном году.

 

 

 

 

ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД
о состоянии и развитии системы образования Невского района Санкт-Петербурга
в 2008/2009 учебном году

Чтобы иметь будущее, нужно быть готовым сделать что-то новое
Питер Друкер

Модель Новой школы должна соответствовать целям опережающего развития общества и экономики. В настоящий момент акцент в государственной политике делается на кардинальное решение проблем модернизации содержания и структуры образования, его управления, повышении профессионализма современного педагога. Сегодня образование является самым масштабным и может быть – единственным социальным институтом, через который осуществляется трансляция и воплощение базовых ценностей российского общества. Образование – это путь и форма становления целостного человека. Сущность и цель нового образования – это развитие общих способностей человека, освоение им универсальных способов деятельности и мышления. Задача поставлена четко и понятно: необходимо совершить скачок от единичных экспериментальных площадок к современной массовой школе (новой школе инновационной школе).

Что же такое сегодня «инновационное образование»? Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создаёт условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис: инновационное образование – это развивающее и развивающееся образование.

Попробуем создать портрет «Новой  Школы». На наш взгляд – это школа:

  • конкурентоспособная, способная к интеграции разных образовательных программ, и имеющая спрос на образовательные услуги при современном менеджменте;
  • комфортная и безопасная, с полным инфраструктурным пакетом (медицина, питание, спорт, медиатека, психолого-педагогическое сопровождение, информационный центр);
  • открытая к внешней среде – участию родительской общественности в организации уклада школьной жизни;
  • собственно инновационная, то есть использующая новые образовательные технологии – новые методики – новые результаты.

Повышение качества образования – одна из основных задач президентской инициативы «Наша новая школа». Если рассматривать качество образования в узком смысле, то это – качество результатов образовательного процесса. Результаты у нас есть.
Независимым индикатором качества образования являются результаты ЕГЭ выпускников общеобразовательных школ. Невский район достойно прошел это испытание. Здесь лидерами стали: школа №639, гимназия №528, лицей №329. В целом, результаты ЕГЭ выпускников школ Невского района по математике, литературе, немецкому языку, информатике, обществознанию, физике превышают среднестатистические показатели по Санкт-Петербургу. Но есть и серьезные вопросы: Почему на низком уровне был сдан английский язык (районе 10 статусных школ)? В целом по району мы не смогли показать высокие результаты по химии и биологии. Отдельный разговор предстоит с руководителями школ об учащихся, не получивших аттестат.

В системе образования создаются условия для выявления, поддержки и развития способных и талантливых детей и молодежи в области науки, техники, искусства и спорта. В 2009 году 122 выпускника 11-х классов получили медали, из них – 59 золотые и 63 серебряные. Наибольшее число выпускников, награжденных золотыми и серебряными медалями, подготовили:

  • по 11 выпускников – ГОУ СОШ №328 с углубленным изучением английского языка, ГОУ СОШ №341;
  • по 7 выпускников – ГОУ гимназия №343, ГОУ СОШ №593 с углубленным изучением английского языка, ГОУ СОШ №625 с углубленным изучением математики.

По итогам регионального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2008/2009 учебном году 10 учащихся стали победителями и 35 учащихся – призерами регионального этапа. Этот результат стал следствием активного расширения инновационного образовательного пространства района.

В 2008/2009 учебном году образовательные учреждения Невского района приняли участие в реализации Программы приоритетного национального проекта «Образование» по всем направлениям. 4 – школы, 12 – учителей, 4 – «Лучший учитель», 4 – «Лучший классный руководитель», 5 – «Лучший воспитатель». Лучший руководитель образовательного учреждения.

Ежегодно увеличивается численность участников и победителей творческих конкурсов, фестивалей, спортивных соревнований районного, городского, регионального, всероссийского уровней:

  • I место в IV Городском слете волонтерских объединений образовательных учреждений «Наше будущее в наших руках» – команда 11-х классов ГОУ СОШ №639 с углубленным изучением иностранных языков;
  • I место в городском историко-краеведческом конкурсе-игре «Ленинград. 900 дней мужества» – обучающиеся ГОУ лицея №344, ГОУ СОШ №339;
  • I место в городском конкурсе экскурсоводов школьных музеев – обучающиеся ГОУ лицея №344 и ГОУ СОШ №346;
  • I место на VII Городской военно-исторической конференции школьников «Война. Блокада. Ленинград» и XIX Городских историко-краеведческих чтениях – обучающиеся ГОУ СОШ №593 с углубленным изучением английского языка и ГОУ СОШ №348;
  • диплом II степени в V городском конкурсе военно-патриотической песни «Я люблю тебя, Россия» – обучающиеся ГОУ В(С)ОШ №133

В образовательных учреждениях эффективно работают 13 школьных музеев и 2 зала боевой славы. В 2009 году музей ГОУ СОШ №344 «У Володарского моста» стал победителем Городского конкурса школьных музеев и лауреатом Всероссийского конкурса школьных музеев.

Невский район занимает лидирующие позиции в городе по развитию инновационного, экспериментального пространства. 17% образовательных учреждений имеют статус экспериментальных площадок федерального, городского, районного уровней.

Это успешная система. Нам есть чем гордиться. Но есть такое правило: чтобы оставаться на месте – нужно бежать, чтобы к чему-то прийти – нужно бежать вдвое быстрее. Такой подход к оценке результатов качества образования – это уже вчерашний день. Современное понятие «качество образования» – это:

  • Качество результатов образовательного процесса.
  • Качество реализации образовательного процесса.
  • Качество условий протекания образовательного процесса.

В нашей системе (и на уровне отдела образования, и на уровне образовательного учреждения) по-прежнему преобладает учебно-административный контроль, для которого характерна эпизодичность получения информации и неразработанность критериев и показателей оценки деятельности образовательных учреждений. Сегодня на уровне отдела образования нет серьезной аналитической работы по вопросам качества образования.

Управление системой, школой, детским садом надо начать с формирования имиджа, бренда, который обеспечит конкурентоспособность субъекта образования. Репутация школы = бренд образовательного учреждения:

  • Имидж образовательного учреждения.
  • Авторитет руководителя.
  • Известность на рынке образовательных услуг.
  • Организационная субкультура учреждения.

Основой управления качеством образования является Образовательная программа учреждения и программа развития.

Механизмы управления качеством образования.

  • Вовлечение в разработку и реализацию программ развития всех уровней управления (формирование гражданского заказа на качество образования).
  • Внешняя и внутренняя экспертиза результатов.
  • Ежегодный публичный отчёт о реализации программ.

Качество системы управления должно начинаться с качества сбора информации, анализа и системного мониторинга промежуточных результатов. Тогда задача перехода системы образования района на новый качественный уровень будет решена. Сегодня район заинтересован в развитие инновационной деятельности образовательных учреждений по определенным, самым актуальным на наш взгляд, направлениям:

  • Инновации в управлении образовательным учреждением (в области маркетинга, менеджмента, создания автономных учреждений).
  • Инновации в психолого-педагогическом сопровождении учебно-воспитательного процесса.
  • Инновации в программе «Здоровый образ жизни».
  • Инновации в использовании информационных систем в работе с родительской общественностью.

Но за какое бы направление не взялась школа, надо понимать, что инновации – это создание инновационного продукта для тиражирования в районе и городе. В современных условиях – это приоритетная задача, спрос на инновации образовательного учреждения – один из важнейших критериев в оценки инновационной деятельности школы. Не должно быть инноваций ради инноваций, эксперимента ради эксперимента. Система образования района должна получить реальные инновационные продукты, которыми могут быть: программы обучения и воспитания; методические и диагностические разработки; статьи, сборники, пособия; модели управления; технологии реализации идей и проектов. Создав такой продукт, нужно понять, как его тиражировать на рынке образовательных услуг. И здесь важную роль играет официальный сайт образовательного учреждения. В школах и детских садах Невского района накоплено много инновационных идей, но проблемой на сегодняшний день является отсутствие единого информационного банка инноваций. Должен быть обобщен опыт комплексной оценки результатов образования с применением информационных технологий, диагностических методик, включающих количественный и качественный анализ результатов образовательной деятельности. Основным исполнителем этой задачи является районный Научно-методический центр как учреждение, обладающее необходимым инструментарием, и способное осуществлять партнерское, посредническое взаимодействие между органами управления образования и образовательными учреждениями. При этом задача качественной оценки результатов образовательного процесса и свойств образовательной среды остается в зоне ответственности конкретного образовательного учреждения.

«Формулу успеха знают многие, дело за малым – познать успех». Перед образовательной системой Невского района стоит амбициозная задача – совершить качественной скачок в развитии, что позволит нам изменить образовательное пространство и построить «Новую массовую школу».

 Презентация "От качества управления - к качеству образования"

 

 Сборник материалов "От качества управления - к качеству образования"

 

 

 

ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД
о состоянии и развитии системы образования Невского района Санкт-Петербурга
в 2009/2010 учебном году

Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Именно на это направлена национальная инициатива «Наша новая школа».

Год назад на педагогической конференции перед образовательной системой Невского района была поставлена задача: совершить качественный скачок в развитии для создания условий реализации президентской инициативы «Наша новая школа». Для оценки любого процесса необходимо понимать, что является условиями для достижения поставленных целей, какие действия были произведены для создания этих условий и какой результат получили. Дав объективную оценку этому процессу, мы получаем возможность дальнейшего развития.

Что является современными условиями для получения качественного образования:
1. Совершенствование сети образовательных учреждений как условие для удовлетворения запросов потребителей.
2. Создание комфортной и безопасной пространственной среды.
3. Высокий уровень материально-технической оснащенности учебно-воспитательного процесса.
4. Развитие инновационной и информационной образовательной среды как условие повышения квалификации педагогических и управленческих кадров.
5. Реализация блока управленческих программных мероприятий, направленных на формирование воспитательной среды школы.

1. Совершенствование сети образовательных учреждений как условие для удовлетворения запросов потребителей.

Самый наболевший вопрос в системе образования – это обеспечение местами в дошкольных образовательных учреждениях. Сегодня наша задача: эффективно и мобильно использовать здания системы образования. Правительством города и администрацией Невского района предпринимаются титанические усилия для решения проблемы нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях. В 2009 году открыто дополнительно 1430 мест (это семь полноценных 11 групповых детских садов). Программа 2010 года по открытию дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях включает:

  • 17 новых групп на 340 мест.
  • Структурное подразделение «отделение дошкольного образования детей» на базе ГОУ школы № 574 на 80 мест.
  • Второе здание ГДОУ детского сада № 1 на 220 мест.
  • До конца года будут проведены ремонтные работы по адресу: пр. Обуховской обороны, д.39 (это встроенное здание бывших яслей). Там планируется открытие 3 ясельных групп на 45 мест.

Итогом работы администрации района станет открытие дополнительно 685 мест для дошкольников.

2. Создание комфортной  и безопасной пространственной среды.

Реализована программа капитального и текущего ремонта в образовательных учреждениях. Несмотря на все трудности, ремонтные работы в летний период проводились в 139 образовательных учреждениях. Общее количество заключенных контрактов на ремонтные работы – 294 на сумму 229 млн. рублей. Все работы по ремонту внутренних помещений закончены. В летний период в 5 образовательных учреждениях проведены масштабные ремонты:

  • ГДОУ детский сад № 76 для детей с ограниченными возможностями (комплекс работ по утеплению здания на 9 млн. рублей).
  • ГДОУ детский сад № 25 для детей с нарушением зрения (капитальный ремонт всего здания на 31 млн. рублей).
  • ГОУ лицей № 329 (комплекс работ по устранению предписаний Роспотребнадзора и Госпожнадзора на 12 млн. рублей).
  • ГОУ школа № 346 (замена окон в двух зданиях и ремонт помещений для начальной школы на 20 млн. рублей).
  • ГС(К)ОУ школа-интернат № 22 (комплекс работ по капитальному ремонту здания на 28 млн. рублей).

В 10 учреждениях проводились работы по Программе капитального ремонта (3 школы и 7 детских садов) на суммы от 2 до 6 млн. рублей (замена окон, ремонт фасадов, косметический ремонт внутренних помещений). Программа текущего ремонта проводилась в 124 учреждениях. Объем средств на текущий ремонт по образовательным учреждениям составил от 200 тыс. руб. до 2,5 млн. рублей. Капитальный ремонт с расселением образовательного учреждения, проводимого по Постановлению Правительства Санкт-Петербурга, успешно закончен в ГОУ школе № 336. Проведена закупка нового оборудования на сумму 28 млн. руб. Это вторая в районе «Школа без мела». Учреждение будет торжественно открыто 1 сентября 2010 года. Следующий объект капитального ремонта с расселением, проводимого по Постановлению Правительства Санкт-Петербурга, ГОУ школа № 338. Учреждение к 01.07.2010 года освобождено для проведения капитального ремонта. Подрядная организация приступила к ремонтным работам, которые продлятся до августа следующего года.

Суровая зима заставила нас подойти со всей серьезностью к ремонту кровель. В марте был проведен анализ потребностей, в результате сформировалась Адресная программа по ремонту кровель, в программу включены 39 объектов (деньги были выделены из резервного фонда – общая сумма 25 млн. рублей). По 27 объектам работы завершены. По 12 объектам работы будут закончены в сентябре 2010 года.

Мероприятия по укреплению противопожарной безопасности: в 2010 году установлены АПС в 12 образовательных учреждениях (оснащение АПС – 100%). На проведение противопожарных мероприятий по предписаниям 2009 года выделено 30 млн. рублей по 57 образовательных учреждениям. Основные виды работ: установка противопожарных дверей, замена горючих материалов на путях эвакуации. Практически все работы завершены. Выполнены работы по ремонтам пищеблоков, санузлов, спортивных залов (предписания Роспотребнадзора). По 11 объектам средства были выделены из резервного фонда – это значительные суммы для учреждения от 1 млн. рублей до 3 млн. рублей. Общая сумма дополнительных ассигнований составила 19 млн. рублей.

Одним из условий безопасности является установка ограждений на территориях образовательных учреждений. Адресная программа включает 29 образовательных учреждений. Проекты подготовлены по 43 учреждениям. Контракты на выполнение работ заключены по 19 объектам. В сентябре пройдут аукционы еще по 16 объектам. 6 объектов размещены дополнительно. Это уже средства от экономии. До 1 сентября планируется разместить еще 5 объектов. Работы будут закончены к 01.11.2010 года. Комплексный подход к безопасному и комфортному пребыванию детей в образовательных учреждениях обратил внимание на состояние уличного игрового оборудования. В 2009 году была разработана городская программа по оснащению дошкольных образовательных учреждений уличным игровым оборудованием. В эту программу включены 9 детских садов Невского района. Общая сумма финансирования – 9 млн. рублей. Администрация Невского района решила поддержать городскую программу, и в декабре 2009 года разработана районная Адресная программа по установке уличного игрового оборудования (это 40 дошкольных образовательных учреждений и 9 школ по 1 млн. рублей). Все конкурсные процедуры объявлены. В 32 образовательных учреждениях оборудование установлено. Все работы будут закончены к 01.11.2010. Итогом реализации программы станет обновление оборудования в 70% дошкольных образовательных учреждениях. При оснащении территорий детских садов и школ использовался комплексный подход: установка ограждения, оборудования, цветочное оформление. На цветочное оформление объектов образования в этом году выделено 3 млн. рублей. Закуплены вазоны. Учреждения проявили фантазию и смекалку в цветочном оформлении территории.

В 2010 году администрацией района принято решение начать программу комплексного благоустройства учреждений образования. В этом году на комплексное благоустройство были поставлены 4 образовательных учреждения: ГС(К)ОУ школа № 34 (6 млн. рублей); ГОУ школа № 23 (общая сумма финансирования – 10 млн. рублей); ГДОУ детский сад № 102 (общая сумма финансирования – 4,5 млн. рублей); ГДОУ детский сад № 105 (общая сумма финансирования – 3,5 млн. рублей).

В 2010 году продолжилась реализация двух городских целевых программ. Установка уличного освещения. Уличное освещение установлено в 13 дошкольных учреждениях. Из средств экономии планируется установка уличного освещения еще по 6 объектам. Ремонт загородных баз. Все подготовительные ремонтные работы проведены в апреле 2010 года. Строительство нового медицинского корпуса намечено на осень (конкурсная процедура проведена в мае 2010 года). Подготовительные работы уже начались.

3. Высокий уровень материально-технической оснащенности учебно-воспитательного процесса.

Формирование современной материально-технической базы – одно из условий обеспечения конкурентоспособности образовательных учреждений. Администрацией Невского района проведен комплексный мониторинг состояния материально-технической базы образовательных учреждений, в том числе компьютерной техники. На 01.07.2010 года в 60 общеобразовательных учреждениях Невского района:

  • 3260 компьютеров (компьютерные классы, библиотеки, конференц-залы, актовые залы);
  • 429 мультимедийных проекторов;
  • 122 электронные доски и 45 мобильных электронных досок;
  • 21 цифровая лаборатория по биологии, химии, физике, робототехнике.

Проведенный мониторинг показал большую загрузку компьютерных классов в учебном процессе и во внеурочное время, что позволяет сделать вывод об эффективном использовании компьютерной техники в образовательных учреждениях. До конца календарного года будет полностью выполнена программа оснащений учреждений новым оборудованием и техникой. Общий объем финансирования – 84 млн. рублей. Осенью в районе появится третья «Школа без мела» – ГОУ школа № 569 (победитель конкурса среди образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы). Администрация района благодарит депутатов Законодательного Собрания: Игоря Владимировича, Константина Николаевича, Андрея Евгеньевича за активное участие в реализации программ развития материально-технической базы учреждений.

Результаты работы по данным направлениям очевидны. Но до идеала современного образовательного учреждения еще далеко. И с точки зрения содержания зданий образовательных учреждений, и с точки зрения дизайна проводимых ремонтных работ, и с точки зрения оснащения учебно-воспитательного процесса. Достаточно взять «среднюю температуру по больнице»: количество компьютеров – 54 на школу; количество мультимедийных проекторов – 7 на образовательное учреждение; количество интерактивных досок – 3 на образовательное учреждение; количество цифровых лабораторий: только каждое третье учреждение может использовать данную технологию при изучении биологии, химии, физики, робототехники.

Представим, что свершилось чудо, отремонтировали и оснастили под ключ все образовательные учреждения района. Но если в этих учреждениях нет талантливого, креативного, прогрессивного руководителя, нет управленческой команды и нет высококвалифицированного педагогического коллектива, результата качественного обучения не будет.

4. Развитие инновационной и информационной образовательной среды как условие повышения квалификации педагогических и  управленческих кадров.

Этот год стал годом становления для отдела образования и для Научно-Методического центра. Управлять развитием образовательного процесса на уровне района в современных условиях невозможно без применения коммуникативных и информационных технологий. Сейчас трудно в это поверить, но год назад отдел образования Невского района не имел современного сайта, выхода в Интернет, сотрудники отдела с трудом понимали, как работать с электронной почтой и только 29% образовательных учреждений имели собственные сайты в сети Интернет. Перед районной системой образования была поставлена определенная задача: создать единое информационное пространство района.

Сегодня в Невском районе создан и активно функционирует информационный образовательный портал «Пространство Образования Невского района», включающий ряд проектов.

  • Во-первых, сайт отдела образования, как органа управления образованием. С октября 2009 года на сайте функционирует Интернет-приемная.
  • На портале работает сайт Научно-методического центра, аккумулирующий опыт передовой педагогической мысли.
  • Электронное периодическое издание «ПИОНЕР».
  • Электронная социально-методическая сеть «2берега.spb.ru», как единая информационная среда для всех участников образовательного процесса. В социальной сети за 8 месяцев работы зарегистрировано 167 учреждений, 37 сообществ, 1524 пользователя. Социально-методическая сеть позволила реализовать идею дистанционных совещаний и обсуждений с различными целевыми аудиториями. Эта информация необходима для принятия правильных и эффективных управленческих решений.

На новый уровень выведено проведение информационных совещаний с руководителями образовательных учреждений, заместителями руководителей. Это позволило создать деловую, рабочую атмосферу. Разработаны алгоритмы и циклограммы действий по различным направлениям: алгоритм организации платных образовательных услуг; годовая циклограмма организационных мероприятий по проведению Единого государственного экзамена; алгоритм действий по закупке оборудования; технология исполнения государственного контракта; комплексный план воспитательной работы. Разработаны: сетевой график по координации внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, план работы по профориентации обучающихся, план мероприятий по реализации национальной инициативы «Наша новая школа».

Главная страница сайта начинается с девиза: «В стремлении к успеху нет пределов и границ, есть новые высоты». И этим все сказано.

В системе образования Невского района работают 10,5 тысячи человек, в том числе свыше 4,5 тысяч педагогических работников. В 2009/2010 учебном году 1 907 педагогических и руководящих работников аттестованы на высшую и первую квалификационные категории, более 3500 работников прошли курсы повышения квалификации и переподготовки. В сентябре 2009 года в образовательные учреждения пришли 87 молодых специалистов. Ротация руководящих кадров прошла в 8 образовательных учреждений, где возраст руководителей превышал 60 лет.

В 2009/2010 учебном году 6-ти работникам системы образования Невского района присвоены почетные звания «Заслуженный учитель Российской Федерации», 102 педагога награждены нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации» и Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.

Традиционно в Невском районе проводятся конкурсы профессионального мастерства и педагогических достижений. В этом учебном году конкурс проводился по 7 номинациям. В районном конкурсе приняли участие 337 педагога из 96-ти образовательных учреждений. Численность участников конкурса возросла по сравнению с 2009 годом на 29%. Воспитатель ГОУ детского сада № 68 Францужан Екатерина Валентиновна стала лауреатом городского конкурса «Воспитатель года», 3 педагога образовательных учреждений Невского района – призерами городского конкурса профессионального мастерства. Проведен районный конкурс статей электронной газеты «Пионер» по 7 рубрикам, всего напечатано 320 статей 125 авторов из 40 образовательных учреждений.

В 2009/2010 учебном году продолжилась реализация приоритетного национального проекта «Образование», внедрение инновационных программ обучения и воспитания в образовательных учреждениях. Инновационный продукт ГОУ школы № 516 «Электронный УМК «Экологические исследования для начинающих ученых» признан победителем городского конкурса инновационных продуктов. Победителем конкурса среди образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, стала ГОУ школа № 569 Невского района Санкт-Петербурга (грант – 2 млн. руб.). Дипломантами конкурса «Лучший руководитель государственного образовательного учреждения Санкт-Петербурга» стали два руководителя учреждений Невского района (Чувахина Светлана Александровна и Григорьев Валерий Евгеньевич). Победителями конкурсного отбора учителей в 2010 году на получение денежного поощрения стали три педагога школ Невского района. В районе созданы все условия для профессионального роста педагогов и руководящих кадров.

На сегодняшний день единственным внешним критерием оценки качества знаний является ЕГЭ. Организационная подготовка к проведению государственной (итоговой) аттестации началась в сентябре 2009 года в соответствии с годовой циклограммой. В 2010 году ЕГЭ в Невском районе проводился по всем 14 предметам. Организовано 36 пунктов приема экзаменов в мае-июне, а также 2 пункта для проведения ЕГЭ в июле («вторая волна»). Грамотно организованная работа позволила избежать нарушений при проведении ЕГЭ.

Предварительные итоги ЕГЭ. Численность выпускников 11-х классов в 2010 году, сдававших ЕГЭ по русскому языку составила 2 400 человек, математике – 2 386 человек. Не преодолели минимальный порог ЕГЭ по русскому языку и математике – 39 выпускников. Справки об обучении в образовательном учреждении получили 31 выпускник дневных учреждений (всего – 138 человек). Средний районный балл по русскому языку составил 59,91, показатели в разрезе образовательных учреждений варьируют от 44,57 до 69,68 (ГОУ гимназия №528). 64% образовательных учреждений показали результат выше среднего по району. Наиболее высокие результаты показали ГОУ №№ 528, 13, 344, 329, 23, 641, 569, 639, 498, 343. Средний районный балл по математике составил 45,35, показатели в разрезе образовательных учреждений варьируют от 25,57 до 62,52 (ГОУ лицей №344). 63% образовательных учреждений показали результат выше среднего по району. Наиболее высокие результаты показали ГОУ №№ 344, 329, 572, 569, 528, 13, 639, 330, 343, 498. Преимущественным мотивом при выборе предметов для сдачи ЕГЭ в 2010 году, как и в 2009 году, являлось желание выпускников расширить свой «индивидуальный портфель», то есть получить возможность более широкого выбора вузов для поступления. Выпускники лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением предметов на 30-50% выбирают предметы для сдачи ЕГЭ в соответствии с профилем образовательного учреждения. По результатам ЕГЭ 100 баллов получили 4 выпускника Невского района.

Медалями «За успехи в учении» награждены 119 выпускников: 69 «золотых» медалей и 50 «серебряных» (10% от общего числа медалистов Санкт-Петербурга). По числу медалистов Невский район на I месте в городе. Гордостью Невского района стали победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников.

В сентябре при проведении традиционного мониторинга деятельности образовательных учреждений будет проведен полный анализ результатов по горизонтали: Россия – город – район – школа, анализ результатов по профильным предметам, и  сравнительный анализ результатов 2009 год – 2010 год в разрезе каждого учреждения. Этот анализ позволит получить срез самых низких результатов в разрезе школ и педагогов. И здесь нет альтернативных методов – необходимо усилить классно-поурочный контроль администрации школы за уровнем преподавания. А методистам Научно-методического центра идти на уроки к данным педагогам. Основная задача – повышение качества знаний. Пути решения: индивидуализация технологий обучения, оптимальный выбор образовательного маршрута для ученика, психологическая подготовка выпускника к сдаче экзамена. Проведение этих мероприятий будет обязательным для каждого образовательного учреждения в новом учебном году.

5. Реализация  блока  управленческих программных мероприятий, направленных на формирование воспитательной среды  в системе образования.

Воспитательная система Невского района представляет модель эффективно взаимодействующих общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, подростковых клубов, учреждений культуры и спорта. В 2009-2010 учебном году продолжилась реализация пяти программ воспитательной деятельности: Программа гражданско-патриотического воспитания, Программа «Толерантность», Программа по формированию здорового образа жизни, Программа по формированию законопослушного поведения учащихся, Программа духовно-нравственного воспитания.

В образовательных учреждениях эффективно работают 15 школьных музеев и 2 зала боевой славы. На базе домов детского творчества «Правобережный» и «Левобережный» внедряются различные формы деятельности по реализации программы «Юные патриоты Невской заставы». Более 38 тыс. обучающихся и 10 тыс. работников образовательных учреждений приняли активное участие в подготовке и проведении мероприятий к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне и вручении юбилейных медалей нашим ветеранам. Это были трогательные и незабываемые встречи  для ветеранов, педагогов и учащихся. Технологии проектной деятельности становятся составляющей воспитательной работы. В 2009/2010 учебном году в рамках реализации Программы «Толерантность» количество школьных проектов увеличилось в 1,7 раза.

Услуги дополнительного образования предоставляют 61 общеобразовательное учреждение, 3 учреждения дополнительного образования детей, 11 отделений дополнительного образования детей на базе общеобразовательных учреждений. Дополнительным образованием охвачено более 21 тысячи детей и подростков. Но количество мест в системе дополнительного образования не соответствует потребностям района. Для преодоления этого дефицита с 01.02.2010 открыты отделения дополнительного образования детей на базе трех школ (№№ 20, 327, 574), с 01.09.2010 будут открыты еще 5 отделений дополнительного образования (№№ 333, 343, 513, 569, 528), с 01.01.2011 – реорганизация Межшкольного учебного комбината в учреждение дополнительного образования детей «Центр технического творчества «Старт+». Итог: реализации программы расширения системы дополнительного образования за 2010 год – это 5000 дополнительных мест в кружках и секциях для детей и подростков Невского района. Оценить результат воспитательной деятельности очень сложно. Есть формальные показатели – количество проведенных мероприятий, численность участников, количество мест в системе дополнительного образования. Но если говорить о патриотизме, нравственности, духовности – что здесь может быть результатом? Наверное, рука, протянутая другу, трепетное отношение к хлебу, сердечное уважение к ветеранам. Измерить это невозможно. Но это нравственная основа нашего государства.

Подводя итоги года, мы твердо можем сказать: задачи, поставленные на прошлой педагогической конференции, решены, но время не стоит на месте, оно приносит нам новые вызовы и проблемы.

  1. Доступность дошкольного образования.
    Прием граждан в Комиссии по комплектованию в летний период активизировался. На 01.09.2010 года в Невском районе официально объявлена очередь в дошкольные образовательные учреждения по двум микрорайонам: Рыбацкое (70 человек), 57 округ (58 человек). Внутренние ресурсы района исчерпаны. Проблема может быть разрешена только за счет нового строительства. В микрорайонах точечной застройки (это кварталы, сформировавшиеся в 50-60 годы) увеличение мест в дошкольных образовательных учреждениях будет вестись за счет смены вида детского сада и открытия новых групп. Это микрорайоны станций метро «Елизаровская», «Пролетарская» и улица Народная. В данных микрорайонах потребность в 2011 году увеличится по сравнению с 2010 годом на 380 мест. Все усилия администрации района будут направлены на то, чтобы не допустить образования очереди в перечисленных микрорайонах.
  2. Материально-техническая оснащенность дошкольных образовательных учреждений.
    Безусловно, сегодня необходимо вкладывать огромные средства в сами здания детских садов. Но немаловажной задачей является задача создания условий для развития именно дошкольного образования. Здесь есть две составляющие: развитие информационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях (Интернет, современные компьютеры, качественная офисная техника, мультимедийные установки); оснащение развивающей среды дошкольного образования.
  3. Развитие научно-технического профиля в системе школьного и дополнительного образования.
    Речь идет о развитии математического и естественнонаучного образования в школах. Есть особые успехи в этом направлении только у ГОУ лицея № 572. В системе дополнительного образования возлагаем надежды на открытие районного «Центра технического творчества», центра дополнительного образования при ГОУ лицее № 344. Для занятий авиамоделированием, радиотехникой, информационными технологиями, робототехникой необходима серьезная материально-техническая база, которую совместными усилиями мы обязаны создать.
  4. Качество профильной и предпрофильной подготовки обучающихся.
    Этой работе не хватает системности и глубины, отсюда эффекты проводимой работы они незначительны. Например, обучающиеся 9-х классов осенью 2009 года практически определились с образовательным маршрутом (77,7% выбирают обучение в 10 классе). С другой стороны, часть обучающихся 9-х классов практически бесцельно проведут еще два года в школе, низкие баллы ЕГЭ вряд ли позволят им обучаться в ВУЗе. Те профессии, которые выбирают сегодня обучающиеся, не востребованы на рынке труда. А это значит, что у выпускников неизбежно возникнут проблемы связанные с адаптацией к рынку труда. Проведенный анализ выявил серьезные недоработки в области профессионального просвещения: низкий уровень образовательных программ по предпрофильной подготовке; отсутствие системной информации об изменяющемся рынке труда, инновационных диагностических методик; снижение модульных включений в предметный урок информации о новых специальностях (биотехнолог, информационный маклер, специалист по информационной безопасности).

В 2010 году завершается реализация Программы развития системы образования Невского района на 2005-2010 годы, и перед нами стоит задача разработки новой стратегии развития образования. «Каждый шаг действительного движения важнее дюжины программ» (К. Маркс). Но все-таки движение не должно быть хаотичным. Предлагаем в основу развития системы образования Невского района заложить реализацию пяти основных проектов:

Проект «ДОСТУПНОЕ И  КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»:

  • расширение доступности и вариативности дошкольного образования;
  • внедрение новых образовательных стандартов и требований;
  • повышение результатов внешних экспертных оценок на всех ступенях образования;
  • поддержка инноваций образовательного учреждения и педагога.

Проект «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»:

  • формирование духовно-нравственных ориентиров и воспитание петербургских школьников;
  • внедрение современных технологий воспитания;
  • развитие школьных музеев;
  • повышение роли системы дополнительного образования детей.

Проект «ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»:

  • создание комфортной и безопасной среды в образовательном учреждении;
  • внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий.

Проект «ОТКРЫТАЯ ШКОЛА»:

  • развитие общественно-государственного управления в образовании;
  • повышение роли ученического самоуправления;
  • создание условий для открытости школы в информационном пространстве.

Проект «ЭФФЕКТИВНАЯ ШКОЛА»:

  • совершенствование организационно-экономических механизмов управления и развития в системе образования;
  • разработка и внедрение инновационных моделей организации образовательного пространства;
  • обновление материально-технической базы образовательных учреждений.

Мы начинаем широкое обсуждение актуальности данных программ для системы образования Невского района в социально-методической сети «2берега.spb.ru». Нам интересно Ваше мнение, мнение педагогов и родителей.

1 сентября во всех образовательных учреждениях пройдет праздник – День знаний. В этот день за парты сядут 32947 обучающихся, из них 3969 учеников впервые переступят порог школы. И снова первый звонок, расписание, уроки. Школьная жизнь войдет в свой привычный ритм. Но образовательный процесс не может быть просто цикличным, он должен двигаться по спирали вверх – это закон развития. Перед отделом образования и руководителями образовательных учреждений стоит четкая задача: обеспечить все условия для развития образовательной системы по всем направлениям национальной инициативы «Наша новая школа». Мы все понимаем, что это непросто. Вольтер: «Никогда не бывает больших дел без больших трудностей».

Презентация публичного доклада о состоянии и развитии системы образования Невского района Санкт-Петербурга в 2009/2010 учебном году

Сборник материалов "Публичный доклад о состоянии и развитии системы образования Невского района Санкт-Петербурга в 2009/2010 учебном году"